Что такое лингвистические способности?
Обсуждая успеваемость учеников, преподаватели часто говорят о наличии или отсутствии лингвистической одаренности. Считается, что у человека талант к языкам, если ему удается быстрее других освоить грамматику и лексику, преодолеть языковой барьер и сохранять приобретенные знания длительное время. Разбираемся, как правильно диагностировать способности к языкам, и выясняем, может ли человек без ярко выраженного дара развить их и освоить английский.
Что помогает и что мешает в изучении иностранного языка
Лингвистическая одаренность затрагивает комплекс аспектов познания чужих языков:
- мышление на иностранном;
- приобретение знаний в сфере теории и истории развития языка;
- креативный подход к использованию иностранной речи;
- сохранение мотивации к длительному изучению и применению иностранного языка.
При оценке потенциала ученика важно учитывать не только его личностные качества, но и сопутствующие обстоятельства. Значительное влияние на эффективность изучения второго языка оказывают следующие факторы:
- цель и мотивация. Переезд за границу, поступление в иностранный колледж, брачный союз с иностранцем, сдача ОГЭ и ЕГЭ на отлично, карьера в зарубежной компании — все это может служить источником мотивации к учебе. Цель должна быть важной для человека. Иначе обучение со временем начинает отходить на второй план из-за нехватки стимула;
- время. Необходимо осознать: легко английский язык дается тем, кто вырастает в англоязычной среде. Всем остальным, включая людей талантливых, приходится прикладывать значительные усилия. Чтобы учеба шла по плану, необходимо выделить время в личном графике для занятий с преподавателем и выполнения домашних заданий;
- общительность. Чтобы быстрее развить грамматическое и лексическое чутье, необходимо общение. Для интровертов, испытывающих коммуникативные сложности, нехватка практики способна стать существенной преградой в учебе;
- языковая структура. Некоторые языки изучать легче, другие — труднее. Английский по уровню сложности согласно оценкам экспертов лингвистики находится между немецким и русским;
- грамотная организация учебного процесса. Выше мы упоминали про работу с педагогом. Теоретически учиться можно самостоятельно, но потребуется больше времени, гарантия результата отсутствует. Под управлением опытного и внимательного преподавателя вы быстрее пройдете путь от A0 до профессионального C2 (уровни европейской шкалы оценки знания английского CERF). Да, услуги репетитора платные, зато вы сэкономите время и силы.
Научный подход к лингвистической одаренности
Согласно утверждениям лингвистов, языковые способности подвержены изменениям в процессе жизни. Они формируются под влиянием совокупности личностных психологических характеристик, претерпевающих воздействие внешних и внутренних факторов. Один и тот же человек при разных обстоятельствах способен демонстрировать разные таланты и склонности. В центре «Оксфорд Хаус» преподаватели сталкиваются с этим явлением регулярно. Если в общеобразовательной школе ваши успехи в иностранном были скромны, это не приговор. Вы сможете выучить английский в более мотивирующей среде, главное — попасть в такую или суметь правильно организовать ее самому.
Что до теории обучения иностранным языкам — ею занимается особая наука лингводидактика. При исследовании структуры лингвистических способностей эффективно применяют психометрический подход, принятый в когнитивной психологии. Чтобы разложить по полочкам современные представления о таланте к изучению иностранного, обратимся к научным результатам. Исследование лингвистических склонностей, о котором пойдет речь, проводили американские специалисты в области лингвистики и психометрии Джон Биссел Кэрролл и Стэнли Сапон. Эксперимент был масштабным: в тестировании приняли участие 5000 студентов. В результате ученые выяснили, какие задания помогают эффективно выявить людей с талантами выше среднего уровня и отсеять тех, кому трудно дается изучение второго языка. В итоге Джон Кэрролл и Стэнли Сапон выявили 4 категории когнитивных способностей, имеющихся у людей с выдающимися успехами в лингвистике:
- phonetic coding ability — способность к фонетическому кодированию. Люди, обладающие этим качеством, легко воспринимают и фиксируют в долговременной памяти новые для себя звуки речи, слова и выражения;
- grammatical sensitivity — грамматическое чутье. Способность позволяет точно воспринимать и запоминать смысл грамматических конструкций, а также переводить текст без ошибок;
- rote learning ability — дар ассоциативного обучения. Человек, обладающий rote learning ability, быстро усваивает связи между словами и их переводными значениями и без труда воспроизводит их;
- inductive learning ability — индуктивная способность к обучению. Благодаря этому когнитивному качеству человек легко выявляет и усваивает нормы, управляющие языковыми паттернами.
На основе результатов исследования американские ученые разработали тест лингвистической одаренности, который называется the Modern Linguistic Aptitude Test (MLAT). Справедливости ради отметим, что у теста есть противники и ярые критики. Авторов MLAT обвиняют в том, что вместо комплексной оценки и индивидуального подхода склонности человека определяют по его ответам на вопросы теста. Для выявления одаренности к изучению второго языка следовало бы использовать более сложную методику. Невзирая на критику, the Modern Linguistic Aptitude Test широко применяют для оценивания способностей среди учащихся разных возрастных групп: взрослых, учеников 9-11 классов общеобразовательных школ, студентов университетов и колледжей. Для детей младшего школьного возраста существует адаптированная версия теста MLAT-E.
Как развить свои способности к языкам
Психологи и лингвисты в своих дебатах и работах приводят много определений такого понятия, как linguistic abilities. Для тех, кто интересуется вопросом с целью повышения личной эффективности в учебе, научные формулировки бывают излишне тяжеловесны. В упрощенном виде перечень склонностей и талантов, помогающих в изучении иностранного, выглядит так:
- память. Различают несколько видов памяти: логическую, ассоциативную, зрительную, слуховую, моторную и прочие. Индивидуальные способности к запоминанию и продолжительность удержания нового материала в памяти зависят от личностных качеств человека. Память можно и нужно тренировать;
- логическое мышление. Легче обучаться тем, у кого развита индукция — способность на основании частных примеров выводить общие закономерности;
- слух. Способность различать интонации и выделять отдельные слова в потоке речи помогает преодолеть языковой барьер;
- грамматическая и лексическая интуиция. Грамматическое чутье необходимо, чтобы быстрее вникнуть в суть грамматической системы языка и начать ее применять. Лексическая же интуиция способствует достаточно быстрому расширению словарного запаса.
Перечисленные качества можно и нужно тренировать. Человек, настойчиво идущий к своей цели, способен превзойти более одаренного товарища, который занимается нерегулярно. Если вам нужен гарантированный результат, отправляйтесь на разговорные курсы английского языка. Опытный педагог не допустит, чтобы вы выучили новые слова с ошибками или пропустили важную тему по грамматике. Закрепить результаты поможет качественная практика.
А чтобы получить объективную оценку своих лингвистических способностей, запишитесь на пробное бесплатное занятие в языковой центр «Оксфорд Хаус». Мы — единственная в Калининграде школа иностранных языков, где преподавание ведется в соответствии с европейскими стандартами. Наши ученики регулярно занимают призовые места на олимпиадах по английскому, получают 90+ баллов по ОГЭ и 68 по ЕГЭ, сдают международные экзамены, поступают в иностранные колледжи и продвигаются по карьерной лестнице в зарубежных компаниях. Коротко о наших преимуществах:
- учеба без зубрежки. Реализуем европейский подход, в основе которого — умение слышать учащихся и акцент на эффективных творческих методиках;
- методическая программа составляется индивидуально для каждого курса. Наши методисты — гордость школы. Они разработали множество учебных планов, образовательных пособий, тренажеров по чтению и прочих обучающих материалов. И для вашей группы они тоже напишут свою авторскую программу с учетом запросов студентов и уровня их языковых компетенций;
- преподаватели влюблены в свою работу. У нас трудятся педагоги, обучавшиеся по программам Оксфордского университета и МГУ. Они ежегодно участвуют в международных образовательных конференциях, повышают свою квалификацию и внедряют на занятиях с учениками лучшие мировые практики.
Не сомневайтесь, преподаватели «Оксфорд Хауса» найдут подход к вашим лингвистическим способностям и помогут достичь нужного уровня знаний по английскому. Прямо сейчас записывайтесь на бесплатные собеседование + пробный урок по телефону или оставьте заявку на сайте.